Во время записи и воспроизведения лента, прошедшая магнитные головки, должна плотно наматываться на приемную катушку. В лентопротяжных механизмах с одним или двумя электродвигателями для этой цели имеется специальное устройство, называемое «приемный узел». Этот узел наматывает ленту на приемную катушку при перемотке вправо и выполняет необходимое натяжение ленты при перемотке влево. Натяжение ленты создается путем передачи вращения приемной катушке, наматывающей ленту на себя. При записи и воспроизведении натяжение ленты выбирается сравнительно небольшим, а при перемотке вправо — значительным. Приемный узел получает вращение от электродвигателя или узла ведущего вала при помощи пассика или обрезиненного ролика. Вращение передается на ведущий шкив узла, свободно вращающийся на валу. Следовательно, подмотка и перемотка происходят при неизменном числе оборотов ведущего шкива узла.
При подмотке число оборотов ведомой части узла с приемной катушкой должно изменяться в зависимости от диаметра рулона принятой ленты. Поэтому вращение ведущего шкива передается ведомой части узла с укрепленной на ней приемной катушкой через фрикцион. В качестве материала для фрикционного сцепления между ведущим шкивом и ведомой частью применяется фетр или кожа. Благодаря мягкому фрикционному сцеплению между ведущим шкивом и ведомой частью узла постоянно происходит проскальзывание. В результате при подмотке ленты по мере увеличения рулона на приемной катушке скорость вращения ведомой части узла уменьшается относительно скорости вращения ведущего шкива. Стремление ведущего шкива увлечь за собой ведомую часть узла независимо от количества ленты на катушке создает необходимое ее натяжение, которое при подмотке в начале и конце рулона должно быть примерно одинаковым. Для достижения этого в большинстве массовых магнитофонов применяются приемные узлы с весочувствительной системой фрикционного сцепления. Сцепление ведущего шкива и ведомой части узла возрастает по мере заполнения катушки лентой и увеличения ее веса. Одновременно увеличение радиуса рулона ленты обеспечивает постоянное ее натяжение и плотную намотку на катушку.
Надежная работа приемного узла достигается при использовании самого пассика в качестве проскальзывающего элемента. В этой конструкции на ведущем валу располагается шкив с относительно малым диаметром, по которому скользит своей внутренней стороной текстильный плоский пассик. Необходимая величина передаваемого вращающего момента может быть установлена при помощи натяжного ролика.
При быстрой перемотке ведомая часть узла с укрепленной на ней катушкой жестко соединяется с ведущим шкивом и вращается с той же скоростью, что и ведущий шкив, или получает вращение самостоятельно независимо от вращения ведущего шкива. Материалом для жесткого фрикционного сцепления между ведущим шкивом и ведомой частью узла при перемотке вправо служит резина или синтетический материал.
При быстрой перемотке влево лента наматывается на левую катушку подающим узлом. Левая катушка вращается по часовой стрелке и наматываемой лентой заставляет вращаться катушку приемного узла, а следовательно, и ведомую часть также по часовой стрелке. Ведущий шкив в это время вращается против часовой стрелки (это допустимо вследствие мягкого фрикционного сцепления между ведущим шкивом и ведомой частью узла) и тормозит вращение ведомой части, чем достигается необходимое натяжение ленты.
В узле с весочувствительной системой по мере сматывания ленты уменьшается вес и сцепление между ведущим шкивом и ведомой частью, но одновременное уменьшение радиуса рулона ленты обеспечивает постоянное ее натяжение в начале конца рулона.